Программа последипломного образования Психотерапевт по методу символдрамы

Программа с 01.01.2019
Ассоциация организаций развития символдрамы > Обучение > Программа с 01.01.2019
После многочисленных дискуссий на собрании доцентов МОКПО 20 сентября 2018 г. в г. Одессе была утверждена новая программа обучения символдраме, которая вступит в силу с 1 января 2019 г.
Программа последипломного образования «Психотерапевт по методу символдрамы (Кататимно-имагинативной психотерапии)» (стандарты для получения Европейского сертификата психотерапевта по методу символдрамы)
• Не менее 3200 академ. часов обучения, включающие часы, полученные в ходе законченного высшего образования (медицинского, психологического или социально-педагогического), в том числе:
o 1350 часов может быть засчитано из высшего профильного образования.
• теоретическую подготовку по психотерапии не менее 800 часов;
• не менее 200 часов учебной индивидуальной и групповой психотерапии (самопознание). Учебная индивидуальная психотерапия может проводиться параллельно с учебной групповой психотерапией.
• 250 часов супервизии (индивидуальной и групповой) психотерапевтической практики, из них не менее 20 часов собственного представления случая.
• Не менее 600 часов самостоятельной практики с пациентами (клиентами) под контролем супервизора.

  1. Требования к кандидатам:
    • Высшее образование (или в процессе получения) – медицинское, психологическое или социально-педагогическое;
    • Заполнение заявления и предоставление curriculum vitae;
    • Прохождение собеседования.
  2. Структура обучения
    • Теоретическая подготовка — 800 часов;
    • Собственный опыт — опыт учебной индивидуальной и групповой психотерапии (не менее 200 часов), включающей учебную индивидуальную психотерапию (не менее 100 часов) и учебную групповую психотерапию (не менее 50 отдельных групповых встреч — минимум по 2 акад. Часа каждое);
    • Самостоятельная психотерапевтическая работа с пациентами (клиентами) под контролем супервизора – не менее 600 часов;
    • Прохождение индивидуальных и групповых супервизий — 250 часов, из них не менее 20 раз собственного представления случая.
    Всего — 1850 часов.

1350 часов из высшего профильного образования.
2.1. Теоретическая подготовка — 800 часов.
Состоит из разделов:
• общего (2.1.1) — этические принципы психотерапии (10 ч.), теория психотерапии, психоанализа и глубинно-ориентированной психологии (440 ч.),– 450 часов;
• теоретико-методическая подготовка по методу символдрамы (2.1.2.) – 200 часов;
• психиатрической пропедевтики (2.1.3.) – 150 часов;

Общая теоретическая подготовка — 450 часов

  1. Этические принципы психотерапии — 10 акад. часов.
    A0 – Этический кодекс психотерапевтической практики. Этический кодекс АОРС КИП (10 акад. часов).
  2. Общая теория психотерапии — 60 акад. часов.
    T1. – Введение в психотерапевтическую диагностику и практику. Основы психотерапевтического процесса (30 акад. часов).
    T11. – Теория и практика групповой психотерапии (30 акад. часов).
  3. Основные психодинамические концепции и теоретические модели – 240 акад. часов.
    T0 – Основы глубинно-психологической символики и методологии символдрамы (30 акад. часов).
    T2 – Психоаналитические теории личности. Психоаналитические теории развития (40 акад. часов).
    T3 – Психический аппарат. (10 акад. часов).
    T4 – Введение в аналитическую психологию К. Г. Юнга (20 акад. часов).
    T5 – Теория объектных отношений (20 акад. часов).
    T6 – Теория привязанности (20 акад. часов).
    T7 – Психологические механизмы защиты (10 акад. часов).
    T8 – OPD-2 (90 акад. часов).
  4. Психодинамическая психопатология – 100 акад. часов.
    T12 – Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (30 акад. часов).
    T13 – Психоанализ психической травмы Кататимно-имагинативная психотерапия последствий психической травмы. (20 акад. часов).
    T14 – Пограничные личностные расстройства. Психозы. (30 акад. часов).
    T15 – Психоаналитические представления о нарциссизме. Кататимно-имагинативная психотерапия нарциссических расстройств. (20 акад. часов).
  5. Техника психодинамической интервенции – 40 акад. часов.
    T9 – Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением (30 акад. часов).
    T10 – Психоаналитическая теория и интерпретация сновидений. (10 акад. часов)

2.1.2. Теоретико-методическая подготовка по методу Кататимно-имагинативной психотерапии – 200 часов
A1 – Введение в основы символдрамы (30 акад. часов).
A2 – Основная ступень символдрамы (30 акад. часов).
B1 – Углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы (30 акад. часов).
B2 – Углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы (30 акад. часов)
С1 – Символдрама средней ступени – техники усиления конфронтации (60 акад. часов).
C2 – Символдрама средней ступени — ассоциативный метод (20 акад. часов).

2.1.3. Психиатрическая пропедевтика — 150 часов.
Включает основы психиатрии, психиатрическую диагностику, клинические разборы.
2.2. Собственный опыт — 1050 часов
Индивидуальная психотерапия — не менее 100 часов.
Групповая психотерапия — не менее 100 часов (50 отдельных сеансов — минимум по 2 акад. часа).

  1. Супервизия — 250 часов
    Прохождение индивидуальных и групповых супервизий — 250 часов.
    Из них собственного представления случая – не менее 20 часов.
  2. Законченная подготовка
    Успешное окончание всех блоков обучения (собственный опыт, теория, практика, супервизия) и прохождение итогового коллоквиума в форме защиты дипломной работы (экзамена) является основанием для получение диплома психотерапевта по методу символдрамы МОКПО.
    Учебный план последипломного образования
    «Психотерапевт по методу символдрамы
    (Кататимно-имагинативной психотерапии )»
    1 год обучения
    T0 – Основы глубинно-психологической символики и методологии символдрамы.
    • Вебинар 30 академ. часов (для обучающих психотерапевтов 60 академ. часов).

A0 – Этический кодекс психотерапевтической практики. Этический кодекс МОО СРС КИП (10 акад. часов).
A1 – Введение в основы символдрамы (30 акад. часов).

  1. Тест «Цветок». Работа с рисунком.
  2. Особенности символдрамы и процесса имагинации. Исторические аспекты работы с образами. Асклепиарии. Робер Дезуаль и его опыт работы.
  3. Х.Лёйнер и история создания символдрамы.
  4. Показания и противопоказания
  5. Три ступени символдрамы, стандартные мотивы и режиссерские принципы.
  6. Структура сеанса по методу символдрамы.
  7. Символ и символика. Цвета и числа.
  8. Работа с рисунком. Основные моменты интерпретации.
  9. 6-шаговая техника интерпретации рисунка.
  10. Тест «Цветок» — разбор на примере рисунков.
  11. Мотив «Луг». Протагонистский сеанс.
  12. Техника релаксации. Работа в малых группах. Рисунки. Анализ работы групп.
  13. Мотив «Ручей». Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунки. Анализ работы групп.
    A2 – Основная ступень символдрамы (30 акад. часов).
  14. Молчаливый мотив «Дерево».
  15. Мотив «Гора». Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунки. Анализ работы групп.
  16. Три составляющих символдрамы. Удоволетворение архаических потребностей (на примере предыдущих мотивов).
  17. Мотив «Дом». Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунки. Анализ работы групп.
  18. Работа с пациентом (клиентом). Установление психотерапевтических отношений. Рабочий альянс и рамки психотерапии. Документация психотерапевта и пациента (клиента). Работа с дневником пациента (клиента) и записями мотивов (предыдущий материал).
  19. Супервизии и их значение в подготовке психотерапевтов. Представление случае на супервизии — протоколы случае. Учет супервизии. Пример супервизии (случай из практики терапевта или кого-то из кандидатов).
  20. Мотив «Опушка леса». Протагонистский сеанс.
    B1 – Углубленная проработка основной ступени символдрамы (30 акад. часов).
  21. Анализ мотива «Опушка леса». Работа в малых группах и их разбор.
  22. Три этапа психотерапии.
  23. Работа со сновидением в символдраме. Протагонистский сеанс. Работа в малых группах (2-3 группы). Анализ работы малых групп.
  24. Архетип Великой Матери. Инициация и ее роль. Типы неинициированных лиц обоих полов.
  25. Мотив «Сосуд». Протагонистский сеансы.
  26. Работа в малых группах. Анализ работы малых группах.
  27. Этапы развития либидо по Г.С. Васильченко. Признаки зрелой сексуальности по П. Куттеру.
  28. Мотив для прорабатывания отношений между мужчиной и женщиной. Протагонистские сеансы, работа в малых группах и их разбор.
  29. Работа с парой мужчины и женщины. Мотив «Озеро». Протагонистский сеанс.
  30. Работа с парой ребенок-взрослый. Мотив «Животные, которые ходят друг к другу в гости». Протагонистский сеанс.
  31. Мотив «Узелок в дорогу». Молчаливый мотив.
  32. Завершение семинара. Подведение итогов.
    B2 – Интенсивная проработка основной ступени символдрамы (30 акад. часов).
  33. Молчаливый мотив «Источник сил».
  34. Интегративные мотивы и мотивы трансформации. «Строительство своего дома». Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунки. Анализ работы групп.
  35. Мотивы «Старинная мастерская по изготовлению сосудов». Протагонистские сеансы. Работа в малых группах (на выбор). Рисунки. Анализ работы групп.
  36. Завершение семинара. Подведение итогов.
    • По окончании 4 семинаров выдаётся единое свидетельство о прохождении основной ступени символдрамы – 120 акад. часов.
    T1 – Введение в психотерапевтическую диагностику и практику. Основы психотерапевтического процесса (30 акад. часов).
  37. Психотерапия и психокоррекция.
  38. Психотерапия и психологическое консультирование.
  39. Психоанализ и психоаналитическая психотерапиия.
  40. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии.
  41. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.
  42. Принципы психоанализа.
  43. Три вида психоаналитической психотерапии.
  44. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.
    Начало психотерапии. Первый контакт с пациентом. Предварительное интервью (цели, содержание). Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Психотерапевтический контракт: вопросы оплаты, частота и продолжительность встреч, позиция пациента. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Психотерапевтический (рабочий) альянс. Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов.
    Способы получения и обработки информации: свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Психоаналитический диалог и правило контр. вопроса. Формы вопросов. Молчание.
    Переход к средней части психотерапии.
    Средняя часть психотерапии.
    Завершение психотерапии.
    Психотерапевтическая этика. Отношения между пациентом (клиентом) и психотерапевтом в психоаналитической психотерапии. Реальность в аналитических отношениях. Аналитические границы. Сексуальные и несексуальные нарушения границ.
    Итого: 190 акад. часов.
    2 год обучения
    T2 – Психоаналитические теории личности. Психоаналитические теории развития (40 акад. часов).
  45. Теория детской сексуальности З. Фрейда. Стадии психосексуального развития, их определение, основное содержание. Эрогенные зоны и непроизвольные органические проявления. Понятие частичных влечений. Уровни (стадии) развития либидо. Понятия фиксации и регрессии.
    Этиология перверсий и неврозов, невроз как негатив перверсии. Понятие бисексуальности и теория полиморфной перверзности.
    Стадии развития сексуальности, смена ведущих эрогенных зон. Происхождение страха – стыда – вины.
    Негативные и позитивные эдиповы тенденции мальчика. Негативные и позитивные эдиповы тенденции девочки. Проблемы формирования полоролевой идентичности.
    Инфантильный невроз. Причины наступления латентного периода. Инфантильная сексуальность в жизни взрослого человека.
  46. Развитие ребенка с позиций А.Фрейд: линии развития, их описание.
  47. Теории развития А. Адлера, М. Кляйн, О. Кернберга, Х. Когута.
    Психоаналитические теории личности:
  48. Теория личности З.Фрейда.
  49. Концепция развития Эго Э.Эриксона.
  50. Социокультурная теория личности К.Хорни.
  51. Теория личности Э.Фромма
    T3 – Психический аппарат. (10 акад. часов).
  52. Принципы функционирования психического аппарата: принцип постоянства, принцип нирваны, принцип удовольствия, принцип реальности, навязчивое повторение. Психическая реальность. Инкорпорирование. Идентификация. Интроекция. Проекция. Фантазии.
  53. Топическая модель психического аппарата (первая топическая модель):
    бессознательное, предсознательное, сознательное.
    Понятие «бессознательное» как собственно психическое.
    Свойства и принципы функционирования бессознательного.
    Бессознательное и вытеснение. Бессознательное и фантазии.
    Механизмы работы бессознательного (доступ к бессознательному, предсознательное, сознательное).
    Динамическая модель психики (вторая топическая модель):
    Es (Оно) – Ich (Я) – Uber-Ich (Сверх-Я.
    Природа и принципы функционирования Оно, Я и Сверх-Я.
    T4 – Введение в аналитическую психологию К. Г. Юнга (20 акад. часов).
  54. Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия.
  55. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений.
  56. Понятие архетипа. Архетип и комплекс, основные архетипические образы.
  57. Отщепление комплекса.
  58. Структуры идентичности: эго и тень.
  59. Личное и коллективное бессознательное.
  60. Практические методы аналитической психологии. Активное воображение. Творчество.
  61. Работа со сновидениями: понятие амплификации.
  62. Юнгианское толкование сновидений. Компенсаторный характер сновидений. Уровни работы со сновидениями: объективный и субъективный, редуктивный и перспективный.
  63. Мифы, сказки, фантазии в глубинно-ориентированной психологии.
    T5 – Теория объектных отношений: Р. Фэйрбейрн, М. Кляйн, М. Балинт, Д.В. Винникотт, М. Малер, О. Кернберг (20 акад. часов).
    М. Кляйн — Теория объектных отношений шизоидные-параноидная позиция и ее основные защитные механизмы: расщепление, идеализация, отрицание, проекция,
    интроекция. Депрессивная позиция. Зависть и благодарность
    М. Малер — Концепция сепарации-индивидуации и формирование идентичности. Нормальная аутистическая фаза, симбиотическая фаза. Фаза сепарации-индивидуации.
    Д. Винникотт. Процесс персонализации и становления настоящего Я. Переходный объект и переходный феномен. Нормальная агрессивность. Факторы расстройств по Д. Винникоту.
    Концепция У. Биона.
    T6 – Теория привязанности Д. Боулби в зеркале символдрамы, виды (паттерны) привязанности: A, B, C и D. (20 акад. часов).
    T7 – Психологические механизмы защиты (10 акад. часов).
  64. Эволюция взглядов З.Фрейда на защиту.
  65. Защита – «ядро психического механизма» психоневрозов.
  66. Защита и вытеснение.
  67. Стратегии защитной активности Я.
  68. Понятие тревоги и страха.
  69. Концепция А.Фрейд. Эго — как объект исследования.
  70. Понятие инстинктной и объектной тревоги.
  71. Защитные механизмы: проблема классификации, характеристика основных видов.
  72. Примитивные (первичные) и зрелые (вторичные) защитные механизмы. T8 – OPD-2 (90 акад. часов).
    Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси III, IV.
    Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – конфликт; ось IV – структурный уровень развития личности; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы» в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разибраются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.
    Итого: 210 акад. часов.

3 год обучения
T9 – Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением (30 акад. часов).
Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Семинар включает в себя как теоретическую часть, так и практические упражнения в малых группах по 3 человека, а также их подробный разбор.

  1. Перенос – классическое и современное понимание.
  2. Подход к переносу в терапии расстройств личности
  3. Аналитическая рамка, аналитические границы. Нарушение аналитических границ
  4. Перенос, контрперенос и проективная идентификация
  5. Контрперенос
  6. Сопротивление
  7. Негативная терапевтическая реакция
  8. Отреагирования
  9. Сопротивление и перенос в символдраме при работе с образами. Способы работы с переносом, контрпереносом, сопротивлением методами символдрамы.
    T10 – Психоаналитическая теория и интерпретация сновидений. (10 академ. часов)
  10. Природа сновидений в психоанализе З.Фрейда.
  11. Сновидение как исполнение желаний.
  12. Манифестное и скрытое содержание сновидений.
  13. Функции сновидений.
  14. Механизмы работы сновидения.
  15. Техника работы со сновидением.
  16. Защитные механизмы в сновидении.
  17. Диагностическая ценность сновидения.
    T11 – Теория и практика групповой психотерапии в символдраме (30 акад. часов).
    Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «представить себя животными и пойти друг к другу в гости», «озеро», «нелегальный переход границы и пронос контрабанды», кататимный поход в сказку.

Семинар С1 «Символдрама – основы техники средней ступени» (60 акад. часов).
Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы.
Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.

Предварительные условия, участия в семинаре средней ступени символдрамы: посещение семинаров А1, А2, В1 и В2, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (представление минимум одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего психотерапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы (Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996; Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4; Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997; Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. – Харьков, 1999; Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. – Ростов-на-Дону: «ООО «Мини Тайп», 2005).

  1. Информация о средней степени символдрамы. Основные техники символдрамы средней степени: усиление конфронтации и фокусирование на конфликте (контакт глаза в глаза), ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом.
  2. Мотив «Значимое лицо». Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символической форме. Техника «контакт глаза в глаза». Две последовательные техники проведения мотива: «Представить встречу со значимым лицом», «Представить себя значимым лицом». Два протагонистских сеанса. Работа в малых группах. Анализ работы в малых группах.
  3. Мотив «Корова» (работа с символическим образом матери). Протагонистский сеанс.
  4. Мотив «Слон» (работа с символическим образом отца). Протагонистский сеанс.
  5. Мотив «Представить значимую личность в виде любого животного». Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунок. Анализ работы в малых группах.
  6. Блок мотивов средней степени для проработки сексуальных проблем. Мотив «Куст розы» (для мужчин) как индикатор особенностей сексуального поведения мужчины и показатель способности к решительным действиям. Протагонистский сеанс.
  7. Мотив «Куст розы» (для женщин). Обращение к Анимусу. Две формы мотива. Протагонистский сеанс. Работа в малых группах (на выбор). Рисунок. Анализ работы в малых группах.
  8. Мотив «Автостоп» как индикатор особенностей сексуального поведения женщины; работа с проблемами доверия. Протагонистский сеанс. Рисунок. Работа в малых группах. Анализ работы в малых группах.
  9. Мотив «Плодовое дерево» в работе с проблемами сексуального влечения.
  10. Мотив «Дикая кошка»
  11. Теории агрессивности.
  12. Мотив «Лев» — для канализации аутоагрессии. Протагонистский сеанс.
  13. Мотив «Имя лица того же пола» (работа с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности, Идеалом-Я). Протагонистский сеанс. Работа в малых группах. Рисунок. Анализ работы в малых группах.
    C2 – Ассоциативный метод (20 акад. часов).
    Семинар С2 «Символдрама средней ступени – ассоциативный метод» (20 акад. часов). (Проводит Я.Л. Обухов-Козаровицкий)
    Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.
    Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику средней ступени символдрамы: ассоциативный метод. Отрабатывается стиль ведения пациента по образу в соответствии с принципами нулевого структурирования.
    Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1, В2 и С1, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы ( представление не менее трех случаев на супервизии), прохождение учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего психотерапевта (минимум 25 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы.
    Основные техники символдрамы средней степени: усиление конфронтации и фокусирование на конфликте (контакт глаза в глаза), ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом.
    История создания ассоциативного метода, дискуссия 1960 г., разбор случая пациентки Х. Лёйнера.
    Показания и противопоказания использования ассоциативного метода.
    Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный метод. Сравнение ассоциативного метода с работой со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос).
    Шесть форм ассоциативного метода по Х. Лёйнеру:
    1) сказочно-лирическая форма;
    2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал;
    3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; особенности работы с возрастной регрессией.
    4) вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними.;
    5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций;
    6) способствование ассоциативному раскрытию личности.
    Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия.
    Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий».
    Клинические примеры.
    Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.
    Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «Винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор.
    Протагонистские сеансы и их разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах.
    Итого: 150 акад. часов.
    4 год обучения
    Психиатрическая пропедевтика (150 акад. часов).

T12 – Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (30 акад. часов).

  1. Психоаналитическая теория неврозов.
  2. Понятие актуального невроза и психоневроза
  3. Истерические и конверсионнние неврозы
  4. Обсесси и компульсии
    Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.
    Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики.
    Психосоматические заболевания.
  5. Определение понятия психосоматики
  6. Психосоматические теории и модели
  7. Характерологически ориентированные направления и типологии личности
  8. Болезнь как конфликт — психоаналитическая концепция психосоматики
  9. Конверсионная модель
  10. Теория де- и ресоматизации М. Шура
  11. Теория специфического для болезни психодинамического конфликта Ф. Александера
  12. Алекситимия и психосоматическая структура
  13. Концепция стресса. Психонейроэндокринология и психонейроиммунология психосоматики.
  14. Современный психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам Дж. Макдугалл
    Психосоматические переключения.
    Особенности психосоматических расстройств у детей.
    Психосоматика и материнская депривация.

T13 – Психоанализ психической травмы. Кататимно-имагинативная психотерапия последствий психической травмы. (20 акад. часов).

T14 – Пограничные личностные расстройства. Психозы. (30 акад. часов).

  1. Понятие пограничного психического расстройства в психиатрии и психоанализе
  2. Диагностические критерии пограничных расстройств: субъективные переживания и межличностные отношения.
  3. Дифференциальная диагностика — критерии отличия пограничных расстройств от психотических и невротических расстройств.
  4. Динамическая оценка пограничных расстройств. Концепция А. Кернберга. Уровень функционирования «Я» при пограничных расстройствах: специфические и неспецифические признаки.
  5. Особенности аналитической психотерапии пограничных расстройств. Характеристики реакций переноса. Репертуар защит. Особенности техники при работе с пограничным пациентом. Критерии завершения психотерапии. Проблемы, связанные с контрпереносом.
    Психоанализ психозов
  6. Критерии шизофрении. Клиническая картина шизофрении. Показания к психотерапии.
  7. Концепция Fromm-Reichmann о психогенезе шизофрении: психотравмы 1-го года жизни, дефицит доверия, низкая стрессоустойчивость.
  8. «Шизофренногенная» мать – один из основных источников болезни. Психологические защиты больных шизофренией.
  9. Теория Х. Спотница.
  10. Структура семейных отношений у больных шизофренией.

T15 – Психоаналитические представления о нарциссизме. Кататимно-имагинативная психотерапия нарциссических расстройств. (20 акад. часов).

  1. Понятие и концепция «нарциссизма» в наследии З.Фрейда.
  2. Многофункциональность применения концепции «нарциссизма».
  3. Развитие концепции нарциссизма. Х.Хартман, Э.Якобсон, Э. Эриксон, О. Кернберг, Х. Когут, К. Хорни и др.
  4. Основные положения Психологии Самости (Х. Когут).
  5. Нарциссическое состояние сознания.
  6. Организация языка, мысли. Время, пространство, причинность.
  7. Любовь к себе и любовь к объекту. Формирование объектных отношений.
  8. Нарциссические фантазии.
  9. Формирование личности с нарциссическим расстройством.
  10. Типы нарциссических расстройств: зависимый, параноидный, манипулятивный, фаллический.
  11. Роль депрессивного аффекта в структуре нарциссической личности.
  12. Стыд и вина в структуре нарциссической личности.
  13. Особенности психоаналитической психотерапии при нарциссизме .

Итого: 250 акад. часов.
Всего: не менее 800 акад. часов теории.
Итого: 2300 акад. часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *