Программа “Психоаналитические аспекты Кататимно-имагинативной психотерапии. Введение в основы психоанализа”

лекционных занятий учебно-практического семинара

«Психоаналитические аспекты Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы).

Введение в основы психоанализа»

Продолжительность: 300 академ. часов (теоретическая часть).
Групповые супервизии – практическая часть семинара.
Количество участников: неограниченно

Ведущая: Холина Галина Дмитриевна – психолог – консультант психоаналитической ориентации, обучающий психотерапевт МООСРС, доцент МОКПО, член УСП.

Семинар знакомит участников с:

  • историей возникновения, становления и развития классического психоанализа;
  • основными понятиями, положениями, принципами, методикой и техникой современного психоанализа;
  • теорией психосексуального развития;
  • теорией объектных отношений;
  • основами Эго-психологии;
  • современной теорией развития Эго и Супер-Эго;
  • сопротивлением, переносом, контрпереносом в психоанализе и психоаналитической терапии;
  • концепцией нарциссизма в психоаналитической теории и техникой работы с нарциссическим пациентом;
  • психоанализом в терапии депрессий, психосоматических расстройств, пограничной патологии, шизофрении;
  • техникой работы с доэдипальными пациентами.

Ведущая семинара Г.Д.Холина окончила в 2004 году Восточно-Европейский институт психоанализа (г. Санкт-Петербург, Россия)
по специальности «Психология»,
присуждена квалификация: Психолог. Преподаватель психологии;
специализация: Клиническая психология. Психоанализ.

В 2005г. прошла повышение квалификации по семейной, детской и подростковой психоаналитической психотерапии (ВЕИП), г. Санкт-Петербург.

В 2005 году, 1 августа сдала экзамен для получения квалификации «Психотерапевт по методу символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии)».

В 2006 – 2007г.г. прошла повышение квалификации по индивидуальной психоаналитической психотерапии (ВЕИП), г. Санкт-Петербург.

Прошла учебную терапию по методу КИП (50 часов) – обучающий психотерапевт, доцент МОКПО – Шевченко Н.Ф.

Прошла групповую терапию (100 акад.часов) – обучающий терапевт, доцент МОКПО – Юрченко Т.П.

Прошла дидактический анализ (более 200 часов) в г. Санкт-Петербург – психоаналитик Хренов С.Е. (анализ продолжается).

Утверждаю:

————————————-

Президент МОО СРС Я.Л.Обухов

«21» апрель 2006 г.

  1. Классический психоанализ.
    Психоаналитические теории развития личности (20 часов).

Введение в основы психоанализа.

     Теория психосексуального развития. Связь психоанализа и символдрамы.

1.   Что такое психоанализ? Кто нуждается в психоанализе и психотерапии.

2.   Краткий очерк формирования и развития основных положений психоанализа. 3. Биография основателя психоанализа З.Фрейда. «Рождение» психоанализа.

4. Топическая модель психического аппарата (первая топическая модель):

бессознательное, предсознательное, сознательное.

Понятие «бессознательное». Свойства и принципы функционирования бессознательного. Система бессознательного. Система предсознательного.

5. Динамическая модель психики (вторая топическая модель):

Es (Оно) – Ich (Я) – Uber-Ich (Сверх-Я). Природа и принципы функционирования Оно, Я и Сверх-Я.

6. Четыре основополагающих подхода к пониманию психоаналитического принципа З.Фрейда: топический (топографический), динамический, экономический (энергетический), генетический .

Теория психосексуального развития. Теория детской сексуальности З. Фрейда.

7. Стадии психосексуального развития, их определение, основное содержание. Эрогенные зоны. Понятие фиксации и регрессии. Понятие бисексуальности и теория полиморфной перверзности.

8. Стадии развития сексуальности, смена ведущих эрогенных зон.

Происхождение страха – стыда – вины. 

Причины наступления латентного периода.

Инфантильная сексуальность в жизни взрослого человека.

9. Современная теория психосексуального развития.

Негативные и позитивные эдиповы тенденции мальчика.

Негативные и позитивные эдиповы тенденции девочки.

10. Проблемы формирования полоролевой идентичности

              Теория объектных отношений (20 часов)

1. Становление, развитие и основное содержание психоаналитической теории влечений.

  • Источник теории (клинический опыт).
  • Теория травм. Отказ от теории травм и переход к теории влечений.
  • Психоаналитические теории развития.
  • Развитие ребенка с позиций А.Фрейд: линии развития, их описание.
  • Аналитическая концепция Д.В.Винникотта.
  • Взгляды Рене Шпица, Маргарет Малер.
  • Психосоциальное развитие личности (по Э.Эриксону).

                          Основы Эго-психологии.

Современная Эго-психология. Развитие Эго, супер-Эго  (20 часов)

  1. История развития Эго-психологии.
  2. Современный этап в развитии Эго-психологии. Х.Гартманн – основоположник современной Эго-психологии.
  3. Обзор некоторых концептуальных   разработок Х.Гартманна. Адаптация. Эго как специальный «орган» адаптации. Представление Гартмана о репрезентативном мире: истоки идей и их суть.
  4. Определения Эго, самости и самопредставления в работах Эдит Якобсон.
  5. Развитие Эго, супер-Эго: практические и теоретические аспекты Эго-психологии.

2.   Методика и техника психоанализа.

         Основные принципы психоаналитической психотерапии.                 

                     Механизмы защит  (30 часов)

                             Основные принципы

                               психоаналитической терапии

  1. Психоанализ и психоаналитическая терапия.
  2. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической терапии. Некоторые особенности российского пациента.
  3. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической терапии.
  4. Механизмы защиты. Сопротивления. 
  5. Сеттинг. Определение, взаимозависимость терапевтической задачи и сеттинга. Терапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «переходного пространства».
  6. Кушетка. Вопрос оплаты.
  7. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии.
  8. Способы получения и обработки информации.

      Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа.

     Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные.

Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание.

  1. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Методика и техника психоанализа: предварительное интервью и начало терапии. Средняя часть терапии.

Завершение терапии. Постаналитические отношения .

  1. Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета. Как структурируется первая встреча.
  2. Предварительное интервью: цели и содержание.

      Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической терапии.

      Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью.

  • 3. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб.
  • 4. Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта.       Тема оплаты и порядка ее внесения.       Позиция пациента.       Частота и продолжительность встреч. Тема сроков терапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса.
  • 5. Начало терапии. Определение целей и проработка альтернатив.       Взаимодействие пациента и терапевта.     

      Функции ЭГО пациента и понятие рабочего альянса.

      Обучение и    информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен.   Трудности начала терапии с различными категориями пациентов. Переход к средней части терапии.

  • 6. Средняя часть терапии.
  • 7. Завершение терапии.
  • 8. Постаналитические отношения.

Механизмы защит.

  1. Эволюция взглядов З.Фрейда на защиту.
  2. Защита – «ядро психического механизма» психоневрозов.
  3. Защита и вытеснение.
  4. Стратегии защитной активности  Я.
  5. Понятие тревоги и страха.
  6. Концепция А.Фрейд.      Эго – как объект исследования.
  7. Понятие инстинктной и объектной  тревоги.
  8. Защитные механизмы: проблема классификации, характеристика основных видов.

Лекция : Психоаналитическая этика (10 часов)

  1. Аналитическая ситуация.
  2. Отношения между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии.
  3. Реальность в аналитических отношениях.
  4. Аналитические границы.
  5. Сексуальные и несексуальные нарушения границ. Проблема «скользкого склона».
  6. Трансформация этических взглядов.
  7. Этика и терапия.
  8. Этика и супервизия.
  9. Этический кодекс. Этический комитет.

3.  Общая неврозология   (20 часов)

  1. Понятие невроза.       
  2. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства».
  3. Невротический конфликт и психическая защита.
  4. Психический конфликт и психозащита при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний (у детей и взрослых).
  5. Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей.
  6. Нуклеарная семья . Неврозогенная семья и ее роль в воспитании ребенка.
  7. Неблагоприятные особенности личности родителей.
  8. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее.

          Клиника невротических расстройств  (20 часов)

  1. Акцентуации и психопатии.

а. Понятие «места наименьшего сопротивления».

      Типичные психические реакции, проявляемые в акцентуациях (реакции отказа, протеста, имитации, гиперкомпенсации, оппозиции, эмансипации, группирования, увлечения).

      Акцентуации темперамента: гипертимный тип, меланхолический тип, циклоидный тип            и

акцентуации характера: лабильный тип, астено-невротический, сенситивный, тревожно-мнительный, интровертированный, инертно-импульсивный, демонстративный, неустойчивый, конформный.    

 М.Н.С. каждого типа: Locus minoris rezistencia.  

Психопатии и их проявления.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики.

б. Истерический невроз.

в. Неврастения.

г. Обсессивно-фобический невроз.

д. Ипохондрический невроз.

2. Невроз страха

Страх и тревога.

а. Депрессивный невроз;

б. Психо-вегетативный синдром;

в. Психосоматические переключения;

г. Особенности психосоматических расстройств у детей.

Психосоматика и материнская депривация.

                            4.   Психоаналитические аспекты переноса

и контрпереноса (20 часов)

     Основы техники работы с переносом

  1. Сабина Шпильрейн – русский вклад в развитие психоанализа.
  2. Понятие переноса в классической теории и в объект-теории.

      Исторический обзор концепции.

      З.Фрейд и И.Брейер – случай Анны О. 

3. Понятие переноса в современном психоанализе.

4. Отличительные черты реакций переноса: интенсивность, амбивалентность, неадекватность.

5. Природа переноса: З.Фрейд – концепция вынужденного повторения.

6. Мотивы формирования переноса с Ид, Супер-Эго.

      Регрессивная сущность переносных реакций.

7. Невроз переноса: понятие, терапевтическое значение, функции и формы. Отыгрывание вместо воспоминания.

      Защитные и удовлетворяю реакции переноса.

      Отыгрывание в аналитической ситуации и за ее пределами.

      Генерализованные реакции.

      Принципы работы с сопротивлениями переноса.

8. Эротический перенос.

9. Эротизированный перенос.

Контрперенос в психоанализе и психоаналитической терапии  

  1. Понятие контрпереноса, классическое и расширенное понимание.
  2. Взгляды З.Фрейда на природу контрпереноса, рекомендуемые им пути его разрешения.
  3. Контрперенос – «Золушка психоанализа».
  4. Вклад кляйнианских психоаналитиков в понимание контрпереноса (М.Кляйн, П.Хайман, Г.Ракер).
  5. Взгляды на контрперенос Д.Винникотта, Дж.Сандлера, А.Райх, О.Кернберга.
  6. Эмпатия и контрперенос.

      Дополнительные и согласующиеся реакции контрпереноса.

      Невроз  контрпереноса.

7. Техника работы с контрпереносом.

8. Контрперенос и его зависимость от патологии и личностных нарушений.

9. Эротический контрперенос.

10. Эротизированный контрперенос.

Сопротивление в психоанализе и психоаналитической терапии  

  1. Исторический обзор, определение сопротивления. Эволюция взглядов З.Фрейда на проблему сопротивления в форме краткого обзора его работ.
  2. Теория сопротивления. Психологическая защита: определение, характеристика основных видов защит.
  3. Клинические проявления сопротивления.
  4. Техника анализирования сопротивления.  

Уровни   организации   и   типы личности.

  1. Невротический, пограничный, психотический уровни организации личности.
  2. Шизоидная, истерическая, депрессивная и маниакальная, психопатическая, обсессивно-компульсивная, мазохистическая, нарциссическая личность: краткая характеристика, особенности, природа формирования.

5. Психоанализ депрессии  и психосоматических расстройств (20 часов)

Психоанализ в терапии депрессий  

  1. Определение депрессии как нозологической единицы.

        Критерии депрессии.

       Определение клинической картины депрессии.

2. Основные идеи З.Фрейда о психологической сути депрессии в работе «Скорбь и меланхолия».

3. Психогенез манипулятивности, зависимости, низкой самооценки больных с депрессиями.

          Проявление манипулятивного поведения, как способа психологической защиты.   Доэдипальные проблемы: дефицит доверия.

4. Патология самооценки.

5. Когнитивные нарушения депрессивных больных и их влияние на глубинные психологические проблемы депрессивных больных.

6. Понятие интроективной и социотропной депрессии в современном психоанализе.

7. Защитные реакции «Эго» депрессивных больных.

                                   Основы психосоматики.

 Психоанализ психосоматических расстройств. 

  1. Исторический анализ идей связи «тела» и «духа».

        Психоаналитические истоки психосоматики.

        Основные теории.

        Психосоматические модели заболеваний.

        Психологический профиль психосоматического больного.

2. Понятие психосоматического расстройства.

3. Психосоматические взаимосвязи. Понятие конверсии, десоматизации, ресоматизации, алекситимии.

       Психодинамические факторы расстройства и особенности личности.

4. Разновидности психосоматических расстройств.

5. Психодинамический подход к проблемам психосоматики.

       Доэдипальные проблемы Эго.

       Понятие психосоматогенной матери.

 Генезис расстройства: отклонения в прохождении и стадий начала диалога и    диадных отношений.

      Проблема интеграции Эго и язык тела.

6. Особенности психосоматического пациента в терапии.

7. Сопротивления и защиты.

8. Особенности реакций переноса. Особенности реакций контрпереноса.

9. Основные этапы работы: формирование зависимости, понимание связи симптома с конфликтом, эмоциональное обучение.

      Критерии успешности терапии.

6. Концепция нарциссизма в психоаналитической

теории и техника работы  с   нарциссическим пациентом  (20 часов)

  1. Биография Лу Андреас – Соломе.
  2. Миф о Нарциссе.
  3. Понятие и концепция «нарциссизма» в наследии З.Фрейда.
  4. Многофункциональность применения концепции «нарциссизма».
  5. Развитие концепции нарциссизма. Х.Гартман, Э.Якобсон, Э. Эриксон, О. Кернберг, Х. Когут, К. Хорни и др.
  6. Основные положения Психологии Самости (Х. Когут).
  7. Нарциссическое состояние сознания.

      Организация языка, мысли. Время, пространство, причинность.

  1. Любовь к себе и любовь к объекту. Формирование объектных отношений.
  2. Нарциссические фантазии.
  3. Формирование личности с нарциссическим расстройством.

      Типы нарциссических расстройств: зависимый, параноидный, манипулятивный, фаллический.

  1. Роль депрессивного аффекта в структуре нарциссической личности.
  2. Стыд и вина в структуре нарциссической личности.

            Особенности терапевтического процесса.

7. Психоанализ пограничной патологии и шизофрении (30 часов)

     Психоанализ пограничной патологии  

  1. Понятие пограничного психического расстройства в психиатрии и психоанализе.
  2. Диагностические критерии пограничных расстройств: субъективные переживания и межличностные отношения.
  3. Дифференциальная диагностика – критерии отличия пограничных расстройств от психотических и невротических расстройств.
  4. Динамическая оценка пограничных расстройств. Концепция  О. Кернберга. Уровень функционирования Эго при пограничных расстройствах: специфические и неспецифические признаки.
  5. Особенности аналитической терапии пограничных расстройств. Характеристики реакций переноса. Репертуар защит. Особенности техники при работе с пограничным пациентом. Критерии завершения терапии. Проблемы, связанные с контрпереносом.

       Психоанализ в терапии шизофрении

  1. Критерии шизофрении. Клиническая картина шизофрении. Показания к психотерапии.
  2. Концепция  F.Fromm-Reichmann о психогенезе шизофрении: психотравмы 1-го года жизни, дефицит доверия, низкая стрессоустойчивость.

     «Шизофренногенная» мать – один из основных источников болезни.   Психологические защиты больных шизофренией.

  1. Теория Спотница.
  2. Структура семейных отношений у больных шизофренией.

                               Техника работы с доэдипальными

 пациентами  

  1. Кого считать доэдиповым пациентом. Возможности работы с доэдиповыми пациентами, перспективы лечения, классическая и доэдипова схема аналитического лечения.
  2. Особенности формирования ЭГО доэдипова пациента. Роль агрессии и ранних фрустраций. Шизофреническое ядро. Место примитивных адаптационных механизмов в личностной организации доэдипового пациента.
  3. Особенности сопротивлений лечению у доэдипова пациента.

Объектное Трансферное сопротивление, нарциссическое Трансферное сопротивление.

  1. Поддерживающая техника: атмосфера безопасности, директивность, объективизация и нормализация.
  2. Экспрессивная техника: стабильные и четкие границы, вербализация контрастных состояний, особенности интерпретативной техники, обращение за помощью к пациенту, особенности контрпереносных реакций вызванных пограничными пациентами.
  3. Раскрывающая техника.

Первое интервью, лечебное соглашение, частота сессий, внеаналитические интервенции.

Работа с сопротивлением и негативным переносом. 

Особенности контртрансферных реакций, вызванных психотическим пациентом. Технические приемы: вопросы, объяснения, дозированная фрустрация, присоединение, отзеркаливание, интерпретация.

Лекция: Методика и техника работы со сновидениями

 в психоанализе (10 часов)

  1. Потребность человека в истолковании сновидения, донаучная традиция.
  2. Место сновидения в психоанализе З.Фрейда. Символизм. Редуктивный подход к исполнению сновидения. Технические приемы в работе со сновидениями: работа с частями или целым сновидением, работа с дневным остатком, работа с символическими фрагментами, сновидения «наоборот», сновидения как сопротивления.
  3. Сновидения в аналитической психологии К.Г.Юнга. Место сновидений в аналитической психологии.
  4. Сновидения в психодинамической психотерапии. Сновидения в различных фазах терапии. Аналитик в сновидении. Перенос в сновидении. Защитные механизмы в сновидении. Диагностическая ценность сновидений.

А также семинары

  1. Диссоциативные личности.
  2. Аддиктивные (зависимые) пациенты и их терапия.
  3. Аддиктивные (зависимые) пациенты и их терапия.

Психоаналитическая интерпретация рекламы, сказок.

Спецкурс: «Детский психоанализ и семейное консультирование»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *